Задорный техосмотр

С 1 марта в России вступают в силу новые ужесточенные правила техосмотра автомобилей. С этой же даты МВД вводит единую автоматизированную информационную систему ТО, она же ЕАИСТО.
При проведении техосмотра автомобиль сфотографируют на пункте до и после процедуры, снимки занесут в ЕАИСТО. Также в систему будут автоматически загружать информацию о координатах места расположения машины на момент ТО, о дате, времени начала и окончания проведения техосмотра. Режим работы ЕАИСТО круглосуточный, все сведения о техосмотре транспортных средств станут храниться в электронном виде. Оформление диагностических карт начнут проводить полностью в цифровом виде.
Доступ к ЕАИСТО — лишь у сотрудников Госавтоинспекции на федеральном и региональном уровнях. Обмен информацией со страховщиками станет осуществляться по защищенному протоколу, пунктам ТО позволят работать только на занесение данных в ЕАИСТО. В качестве идентификатора сведений о результатах проведения техосмотра будет использоваться номер диагностической карты автомобиля или один из реквизитов транспортных средств, номер кузова или шасси. Оформленную диагностическую карту подпишет электронной подписью технический эксперт, проводивший осмотр, а водители по желанию смогут получить ее в бумажном экземпляре.
Купленные диагностические карты, полученные без проведения ТО, с 1 марта начнут аннулировать, в случае если найдено несоответствие транспортного средства требованиям безопасности или выявлен факт непрохождения ТО. Отметку об аннулировании занесут в единую автоматизированную информационную систему техосмотра, а оператор, который выдал карту без ТО, будет привлечен к административной ответственности по статье 14.4.1 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств»).
Напомним, с 2021 года контроль над системой ТО в России возвращен полиции. С 2011-го по 2021-й ею заведовал Российский союз автостраховщиков (РСА). Примерно 80% автовладельцев в настоящее время покупают сфабрикованные карты — вот почему правительство решило ужесточить контроль и навести порядок в системе ТО.

Те автовладельцы, у кого автомобили моложе пяти лет по документам, могут пока не волноваться, а вот собственники машин, у кого автомобили постарше, сейчас мы с вами попробуем разобраться в новой реальности.
За право контролировать и проводить техосмотр давно уже идет серьезная борьба, просто потому, что этот рынок оценивается в сумму более 40 миллиардов в год и, что немаловажно, является стабильным. Последнее время хозяйничали на нем страховщики, и, фактически, техосмотр в их исполнении был, в лучшем случае, дополнительным сбором к стоимости страховки. Эта «премия» в разных пропорциях делилась между станцией технического осмотра и страховой, и все были счастливы. Но с первого марта правила игры меняются, и многие эксперты предвещают коллапс.
Нам для начала нужно понять, что принципиально меняется в процедуре техосмотра. Предполагается, что основные изменения состоят в процедуре фиксации самого осмотра: автомобиль, приехавший на лицензированную станцию техосмотра, сперва фотографируют на въезде спереди, потом, после процедуры техосмотра, сзади, уже на выезде. При этом фотография должна четко давать понимание и фиксировать время съемки и место съемки, фиксировать автомобиль и госномера. Пока никаких трудностей с оснащением станции техобслуживания специальной камерой мы не наблюдаем, но это только первый, самый легкий уровень предполагаемых изменений, так что запасайтесь попкорном – сейчас будет гораздо интересней!
Итак, приступим: во-первых,у мастера, занимающегося техническим осмотром транспортных средств, просто обязательно должна быть электронная подпись, с помощью которой он будет входить в единую автоматизированную информационную систему ТО, она же ЕАИСТО, и загружает данные проведенного техосмотра в эту систему и, во-вторых, что самое главное, между первой и второй фотографией должно пройти определенное время, необходимое для проведения процедуры, и доказывающее, что автомобиль не просто проехал через зону осмотра, а он был реально осмотрен, как положено. Также в систему будут автоматически загружать информацию о координатах места расположения машины на момент ТО. Если учесть, что автомобили в годах не всегда отличаются чистотой и исправностью, мастер должен будет в процессе осмотра выявить имеющиеся существенные неисправности и недостатки, что неизбежно повлечет за собой дополнительную задержку.
Посмотрим повнимательней, что же будет происходить на станциях технического осмотра транспортных средств после 1 марта: если раньше станция могла выписывать в смену, по сути, сколько угодно диагностических карт, вообще даже не видя автомобиля, то с 1 марта пропускная способность одной линии осмотра упадет до, в лучшем случае, 15-16 автомобилей за смену. Учитывая, что в Шадринске было всего 3 станции техосмотра, в регионе их можно было сосчитать по пальцам, а всего в реестре страховщиков лицензированных станций техосмотра около пяти тысяч и половина станций, по информации заместителя исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергея Ефремова, вообще даже не подали документы на подключение к ЕАИСТО, всех нас ждет безудержный смех и веселье сквозь слёзы.
Сюда еще можно добавить, что станции, подавшие заявку на подключение к системе ЕАИСТО, пока не просто не имели возможности систему хоть как-то протестировать, но еще даже не знают, одобрена их заявка или нет: им обещают сообщить об этом после 22 февраля, то есть, всего за неделю до декларированного начала работы системы в штатном режиме. И вот тут мы можем наблюдать, как начнет подгорать у обычного автолюбителя: все понимают, что станции техосмотра просто не способны справиться с предстоящим потоком и, при этом, все станции еще технически не готовы, просто потому, что даже не успели нормально протестировать систему ЕАИСТО, даже те, кто пожелал с ней работать. А 1 марта начнется гоп-со-смыком: будет бесконечно зависать интернет, ЕАИСТО не будет принимать электронные ключи, фотографии внезапно окажутся не того размера и не с того ракурса – мы полностью окунемся в прелести российских реалий.
Шаловливые страховщики уже решили по-быстрому спрыгнуть с гнилой темы, резко выступив с инициативой «о полной отвязке диагностических карт от полисов автогражданского страхования при оформлении договора ОСАГО, чтобы избежать возможной дестабилизации своего сегмента». Эти же страховщики раскрутили на всю катушку эту историю, в свое время убив огромное количество станций ТО и создавшие ситуацию, когда одна сертифицированная станция с парой механиков могла провести «техосмотр» более сотни автомобилей за смену. Они же сделали необходимым включения станций ТО в свой реестр, который был пропуском на рынок услуги и гарантировал лояльность, точнее, желание делиться со страховщиками.
Что еще можно увидеть в этой неловкой ситуации? Например, то, что проводить ТО по новым правилам и по старым ценам просто экономически не выгодно, потому что его придется реально проводить, а не просто торговать диагностическими картами, как многие станции и делали – не все, конечно, но смело можно сказать, что большинство. А новой методики расчета тарифов пока нет, от слова совсем, её ФАС только пообещал представить на прошедшем совещании по этому вопросу несколько дней назад. Новые правила не предусматривают возможность выездного проведения технического осмотра, как это было принято раньше, когда представитель станции или инспектор ГИБДД приезжал на предприятие и проходил вдоль ряда ночью окрашенной прямо по засохшей грязи техники и потом пачкой выдавал диагностические карты. Все коммерческие автомобили, все тракторы, вся самоходная техника – все они теперь будут должны ехать на станции ТО, которых не хватает, и которые не понимают, как теперь работать.
Если подытожить все вышесказанное, сейчас еще те немногие частники, которые поумнее, еще успеют обновить свои диагностические карты до пресловутого часа Х, потому что, пока, хоть это и не подтверждено в официальном заявлении представителей ГИБДД, они будут действительны весь срок и после 1 марта. А вот государственный и коммерческий транспорт и, тем более, транспорт, занятый на весенних полевых работах, в том числе практический весь муниципальный общественный транспорт, попадает под раздачу, и что будут делать предприниматели, и что будет делать ГИБДД, пока не совсем ясно.
Государственная дума в пятницу, 13 декабря, отклонила законопроект об отмене технического осмотра для личного автотранспорта.
Пойду я попкорна куплю, чувствую, что скоро наступит неизбежное веселье.

Андрей Гузеев
Фото: РИА Новости/Константин Чалабов
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *