Зона непознанного

 С 1 января Курганская область переходит на новую систему обращения с ТКО

До часа «Х» осталось совсем ничего, но дать вразумительный ответ на вопрос как мы будем жить в новых условиях, никто толком не может. Региональный оператор «Чистый город» молчит, ссылаясь на то, что поскольку не известны перевозчики и тариф, они ничего сказать не могут, как они появятся, то представители оператора все всем разъяснят.  Местные власти также в полном неведении о деталях процесса перехода на новую систему обращения с ТКО в области.

Подобная неразбериха характерна для вопроса в целом. В очередной раз произошла какая-то досадная нестыковка между законом и его реализацией. Порой складывается впечатление, что вся страна играет в «глухой телефон», в результате чего исходная информация доходит до населения на местах в совершенно извращенном виде или не доходит совсем. Но даже если и доходит, то автоматически попадает в режим ожидания.

Реформа призвана сделать рынок прозрачным, а обращение с отходами — цивилизованным, предотвратить образование несанкционированных свалок и постепенно вовлечь максимальный объем вторичных ресурсов в переработку, но уже год буксует.  Какой выход? Ждем официальной информации по нашему региону, а пока попробуем разобраться в общих вопросах.

Как это должно было сработать, но не сработало

1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В свою очередь региональные операторы должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов (если иное не предусмотрено законодательством), а последние обязаны оплачивать эти услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Порядок заключения таких договоров определен постановлением Правительства РФ.

Кроме того, переход к новым правилам обращения с ТКО предполагает, что плата за обращение с твердыми коммунальными отходами становится составной частью платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме (при этом обязанность по ее внесению наступает лишь при наличии вышеуказанного соглашения с региональным оператором и утвержденного единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее 1 января 2019 года). Ранее платежи за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, входили в состав платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, как пояснял Минстрой России, после перехода на новую систему обращения с ТКО в квитанции на оплату ЖКХ должна появиться отдельная строка «коммунальная услуга по обращению с ТКО», размер платы за которую рассчитывается исходя из нормативов накопления ТКО, стоимости услуги регионального оператора и количества проживающих в жилом помещении граждан. Соответственно, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в МКД, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО из платы за содержание жилого помещения будет исключена стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов.

Однако в конце декабря 2018 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы смогли отложить переход на новую схему обращения с ТКО до 1 января 2020 года. В этом случае на территории данного субъекта РФ этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами устанавливались планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного региона по согласованию с Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет взималась в составе платы за содержание жилого помещения.

О тарифах

Региональный оператор честен, говоря, что не знает тариф. Это самая взрывоопасная тема всей мусорной реформы, обострившаяся с января 2019 года. Для перехода на новую систему были установлены новые тарифы на вывоз мусора, которые должны обеспечить окупаемость работы операторов и современный подход к обращению с отходами. В ряде регионов они оказались запредельными для населения — сказались серьезные нарушения при их формировании, что вызвало социальную напряженность.

Президент РФ Владимир Путин сказал, что рост тарифов на мусор «не должен быть галопирующим», и если он неизбежен, то на него нужно так реагировать, чтобы «регионы не хулиганили, а вовремя, своевременно и взвешенно принимали решения».

Прошел почти год, глава ФАС Игорь Артемьев в середине октября заявил, что в целом ряде регионов корректировка тарифов «в сторону понижения неизбежна». При этом гендиректор реализующего реформу Российского экологического оператора Денис Буцаев считает, что говорить о снижении тарифов до полноценного анализа расходов региональных операторов некорректно.

А 8 ноября Премьер-министр России Дмитрий Медведев исключил налог на прибыль и плату за негативное воздействие на окружающую среду из факторов, учитываемых при определении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Соответствующее постановление опубликовано в пятницу на официальном интернет-портале правовой информации.

Постановление также уточняет подход к определению амортизации основных средств и нематериальных активов организаций, работающих в этой сфере: теперь амортизация будет определяться исходя из максимальных сроков полезного использования тех или иных средств и активов.

Как отметили в разработавшей документ Федеральной антимонопольной службе (ФАС), это позволит снижать тариф. «Его сокращение должно произойти за счет того, что теперь расчетная предпринимательская прибыль будет рассчитываться из меньшей базы: из нее исключены налог на прибыль и величина платы за негативное воздействие на окружающую среду», — пояснили в ведомстве.

«Постановление правительства позволит повысить качество тарифного регулирования, сделать его более прозрачным и предсказуемым. Ведомство ожидает, что указанные в нем меры позволят снизить тарифную нагрузку на потребителей уже в ближайшее время», — заявил замглавы ФАС Виталий Королев, чьи слова приводятся на сайте службы.

А на следующий день в субботу в беседе с корреспондентом ТАСС глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, координатор партпроекта «Единой России» «Чистая страна» Владимир Бурматов сказал:

 -Мы приветствуем эти решения, потому что они действительно могут позволить сократить тариф, если регионы не компенсируют это снижение «накручиванием» своих региональных компонентов: инвестиционной составляющей, транспортной и других расходов.

По его оценке, транспортные расходы составляют в среднем две трети итоговой суммы платежа для потребителей.

 — Люди в платежке видят не тариф, люди видят платеж, который является производной от тарифа и от норматива накоплений. Норматив накоплений полностью устанавливает регион. И, как показывает практика, часто регионы этот норматив накопления отходов устанавливают «с потолка». По этой причине в некоторых субъектах РФ эти нормативы отличаются в 500 раз. Как будто один человек в 500 раз интенсивнее мусорит, чем другой. Понятно, что такого быть не может.

В связи с этим Бурматов обратил внимание на проблему сращивания интересов чиновников и региональных операторов. «Мы видим, что региональные власти во многих субъектах РФ откровенно подыгрывают региональным операторам, устанавливая для них самые «вкусные» тарифы и самые интересные нормативы накоплений, заботясь об их финансовом благополучии, а не о том, чтобы снизить платеж для граждан», — считает он.

Парламентарий также заверил, что профильный думский комитет и участники партпроекта «Чистая страна» проконтролируют динамику изменения тарифов для граждан:

— Мы сейчас планируем очередной мониторинг, который будет общероссийским. Его первый этап пройдет до конца этого года. Второй этап — в начале следующего.

Нам важно не то, как меняется структура тарифа, а как меняется цифра в платежке. Если она только вырастет — значит эти усилия были нивелированы регионами в интересах тех или иных региональных операторов.

Вот так, в некоторых регионах еще только думают, как бы так экономически обоснованно «похулиганить», чтобы по шапке не дали, а им все видим, все знаем. У нас любое понижение сильнее повышения по карману потребителей бьет.

Кто и за что отвечает?

— За что отвечают органы местного самоуправления на  площадке накопления ТКО?

— Создание и содержание мест накопления ТКО – зона ответственности органов местного самоуправления. Обустройство контейнерных площадок и ведение их реестра также является зоной ответственности муниципальных властей.

— Какова зона ответственности потребителя на площадке накопления ТКО?

— Потребитель должен складировать твердые коммунальные отходы исключительно в местах их накопления, которые утверждены территориальной схемой. Это прописано в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО и прямо следует из Правил обращения с ТКО.

— Должен ли региональный оператор осуществлять уборку на контейнерных площадках?

— В соответствии с Правилами обращения с ТКО региональный оператор несет ответственность за обращение с отходами с момента их погрузки в мусоровоз.

В тех же правилах содержится такой термин, как уборка мест погрузки ТКО — это действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз. Только эти действия являются зоной ответственности регионального оператора.

— Должны ли УК, ТСЖ (или иные лица, осуществляющих управление общим имуществом многоквартирного дома) наводить порядок на местах сбора ТКО?

— Если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок однозначно отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД). К ее компетенциям относятся:

1) Наведение порядка на ней однозначно является зоной ответственности управляющей организации. Это напрямую следует из положений Постановления Правительства РФ No290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД)». Согласно документу обслуживающая МКД компания должна выполнять работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

2) Обслуживающие организации должны следить за недопущением загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами.

3) Обслуживающие организации должны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Если у дома не выбран способ управления:

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. С 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

— Каков порядок вывоза крупногабаритных отходов?

К крупногабаритным отходам законодательство относит ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Это мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1156 «Об обращении с ТКО» для накопления таких отходов должны быть оборудованы специальные площадки, либо установлены бункеры (большие металлические емкости). Организация таких мест накопления относится к полномочиям органов местного самоуправления. А места расположения площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

Обычные мусоровозы не приспособлены для вывоза крупногабаритного груза. По этой причине для сбора этого вида бытовых отходов регоператор направляет отдельный транспорт. Машины вывозят крупногабаритный мусор не реже раза в неделю, как предусмотрено санитарными нормами, либо чаще (по заявкам потребителей).

В реформе пыталась разобраться Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА.

Использованы материалы сайтов ГАРАНТ, ТАСС,

Центр коммунального сервиса (г. Челябинск)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *