Работать руками, головой и паяльником

    Владимир Васильевич Брюхов – руководитель детского объединения радиоэлектронного конструирования. На Станции юных техников у него свое царство – диодов, триодов, стабилитронов и микросхем. Стаж увлечения радиотехникой у Владимира Васильевича большой – почти шестьдесят лет, из которых восемь он преподает радийные премудрости пытливой молодежи.

    — Радиотехнические кружки существовали в СЮТе с самого начала, и был он не один. Сейчас все направления объединены в одну программу. Одно из направлений – конструирование электронных игрушек, усилителей звука для мобильного телефона. Заинтересованность у ребят есть, да и по стоимости есть разница – если в магазине усилитель стоит 500 рублей, то самодельный  -100 рублей, а по качеству на порядок выше. Если говорить про игрушки – то это, к примеру, дистанционный выключатель света, электронный светофор, который является полной копией настоящего, и его не встретишь в магазине. Также наладили «производство» барабана по типу игры «Поле чудес». Умеем изготавливать различные световые детали на основе светодиодов, работающих по принципу елочных гирлянд, например, электронную «мельницу». Во время нашей юности на дискотеках была светомузыка, и сейчас мы собираем светодинамическое устройство, которое работает также.

  В последнее время наметилось еще одно направление нашей работы – робототехника. Комплекты для сборки роботов дороговаты и стоят 20-40 тысяч рублей, мы пользуемся другими платами, типа Ардуино.

     Изменения в радиотехнике налицо – если раньше для сбора радиоприемника требовались большие детали, объемный корпус, то сейчас на все радио – одна маленькая микросхемка. Тем не менее, каждый год мы добываем детали из старых, ненужных приемников и собираем радио, чтобы понять весь процесс – есть и такие желающие. Вообще радиоконструирование рассчитано для детей с седьмого класса, но сейчас приходят ребята с первого класса — очень многие хотят собирать машинки на радиоуправлении. Учим, как можно собрать машинку с управлением с мобильного телефона.

— Сколько ребят приходят в объединение?

  — В год у нас занимается до девяноста человек, кто-то уходит, кто-то приходит. Есть проблема с поиском нужных деталей, в нашем небольшом городе многого нет, приходится заказывать чрез Интернет.

— Какие умения получают дети на ваших занятиях?

 — Основное умение, которому мы учим – это работа паяльником. Я, к примеру, умею работать им с первого класса, меня отец научил. За почти шестьдесят лет моей жизни я ни разу не обращался ни в один сервисный центр, все чиню сам. Техника меняется, если раньше предохранитель у телевизора был с краю, то сейчас производители прячут его вовнутрь, при его перегорании приходится сдавать телевизор в сервисный центр, а это зачастую дорого. А ведь при нужных знаниях это можно сделать самостоятельно. Кроме этого, даю основные знания об электричестве, как оно работает. Маленьким ребятам порой сложно это объяснить, применяю какие-то понятные им образы. Самое интересное, что у первоклассников-второклассников пайка получается лучше, чем у более старших ребят – моторика рук у них работает лучше.

— Можно сказать, что все началось с радио?

 — Современным детям тяжело уловить принцип работы радио – частота телефонов сотни миллионов колебаний в одну секунду. УКВ-приемники выдают частоту в 103 миллиона колебаний в одну секунду. Осознать это довольно сложно, хотя те же мобильники – это радиосвязь. Компьютеры, Bluetooth, дистанционное управление – это все радио.

—  А стационарных радиоприемников, наверное, сейчас практически не осталось…

— Радиоприемники продаются достаточно широко, правда, не стационарные, а переносные, многие слушают их на даче. На коротковолновые радиоприемники можно даже «поймать» сигналы из других стран. Радио остается основой связи, без него никак.

— Было ли в вашей жизни какое-то свое изобретение?

— В Шадринске  живу с 1972 года, я – бывший военный. А родился я в селе  Новый Мултан в Удмуртии. С первого класса увлекся радиотехникой и собрал детекторный приемник, то есть работающий без электричества. Только в седьмом классе осознал, что я тогда сделал.

    В школе нас было четверо таких увлеченных, учить нас было некому. В селе был один телемастер, вот и ходили к нему на консультации, уповая на то, чтобы он был трезвым. У нас был стимул научиться, сейчас вроде информации много, а желающих заниматься радиотехникой – не очень.

    В старших классах мы с друзьями решили организовать ансамбль, директор школы сказал, что денег на инструменты нет, в итоге инструменты собрали сами. Я собрал электрогитару, струны выписал, а корпус сделал сам в школьной мастерской – учитель труда пожертвовал красное дерево. Сами собрали аккордеон, барабанную установку. В то время как раз вышел фильм «Розыгрыш» с Дмитрием Харатьяном в главной роли, вот мы по его примеру и хотели играть. Группа была создана, но просуществовала она недолго – после выпуска все разъехались.

– На гитаре играть тоже папа научил?

— Нет, на гитаре я научился играть сам, аккорды показывал знакомый мальчик. А вообще наше тогдашнее увлечение радио стало впоследствии профессией – я вот детей учу, а друг сам собрал радиостанцию, стал профессиональным коротковолновиком.

— Как вы думаете, какое у радио будущее?

— У радио сложное будущее. Радиопроизводства будет касаться немного людей, в основном сервисные центры. Радио никуда не денется, но желающих заниматься радиотехникой все меньше, однако этого количества хватает, чтобы впоследствии ребята шли учиться на инженеров,  электриков. Года два назад один дедушка привел к нам внука, которому не было и шести лет – мальчик по ночам паял на кухне. Из таких ребят со временем вырастут отличные специалисты, их будет немного, но они будут. Программа нашего объединения рассчитана на два года, но многие ходят и по шесть лет – уже не могут жить без этого.

 

Оксана Задорина, фото автора.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *