От конфликта — к примирению? Медиатор – решение проблемы

Во всех школах города начинает работу служба медиации

Отдавая ребенка в образовательное учреждение, мы все мечтаем о безопасной школе, в которой ребенок будет чувствовать себя защищенным во всех отношениях. Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает. Но, хотим мы этого или нет, за время обучения ребенок сталкивается со множеством конфликтных ситуаций, выход из которых бывает достаточно сложно найти. И вот тут на помощь может прийти медиатор.

Разобраться в том, что же такое «служба медиации» нам поможет кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психологического развития ШГПУ Елена Андреевна ШЕРЕШКОВА.

– Усиление социального расслоения, морально-нравственная и ценностная дезориентация, усиление миграционных процессов, ослабление коллективных форм жизнедеятельности и роли семьи в социализации личности провоцируют небывалый рост конфликтов в различных сферах жизни. Факторы социальной напряженности в обществе влияют и на школу. Потребность в специалистах, способных использовать примирительные процедуры или медиацию для урегулирования конфликтов и споров, приобрела особую актуальность.

   В школе часто возникают противоречия между участниками образовательного процесса: между учениками, учениками и учителями, педагогами и родителями. И такое противоречие может вполне перейти в конфликт – открытое противоборство между его участниками.

   Если участники образовательного процесса длительное время вовлечены в конфликт – это пагубно сказывается на их деятельности и эмоциональном состоянии. Если ребенок вовлечен в конфликт, это не может не сказаться на его учебной деятельности: может упасть успеваемость, пропасть интерес к учебе. Если в конфликт вовлечены родители, это опять же вызывает эмоциональные переживания у ребенка, приводящие к стрессу, нарушению психологического здоровья. И чем более затяжной конфликт, тем сильнее могут быть его последствия.

   В связи с этим, нам был предложен новый метод – медиация. Он пришел к нам из юридических наук. Медиация – это способ разрешения конфликта при помощи посредника которого называют медиатором. Медиатор помогает участникам конфликта достичь какого-то устраивающего всех соглашения. Медиация направлена на то, чтобы научить решить проблемы цивилизованным способом.

   Часто в решении конфликта мы выбираем один из двух путей: победить противника во что бы то ни стало, второй – уйти от конфликта. Тот и другой способ не являются эффективными. Если мы в оппоненте видим только врага, мы не видим путей дальнейшего сотрудничества с этим человеком. Если человек уходит от конфликта, это тоже плохо, так как он жертвует своими интересами и не умеет отстаивать свою позицию.

   Медиатор помогает людям договориться и прийти к взаимному соглашению. Поэтому служба школьной медиации призвана грамотно регулировать конфликты, создавать основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. Ребенку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития. Только тогда мы можем рассчитывать на появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.

– Елена Андреевна, какие требования предъявляются к медиатору и участникам процесса медиации?

– Медиаторами могут быть специалисты, прошедшие курсы по медиации. К медиации предъявляют несколько требований. Первое – добровольность. Обе стороны по доброй воле должны прийти на процесс медиации. Если какая-то из сторон не согласна, специалисты школы не могут принудить участников конфликта прийти на сеанс. Второе – конфиденциальность. Информация не разглашается. Третье – равноправие сторон. В медиации нет ни правых ни виноватых. Медиатор и сам демонстрирует нейтральность позиции. Четвертое – случай считается медиабельным, если каждый из участников конфликта достиг 10 лет. Если ребенок младше, то он не может выступать участником медиации. Не будет считаться медиабельным и случай, когда затронуты какие-то личные конфликты или глубинные ценности.

   Таким образом, если вы становитесь участниками конфликта, вы можете сами попросить об этом или вам могут предложить процесс медиации. Но это сугубо личное желание – пройти его или нет. Должно быть осознанное желание разрешить конфликт и договориться. В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою точку зрения и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создает необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *