Режиссер Петр НЕЗЛУЧЕНКО: «Актеры на сцене каждый раз должны умирать»

Изюминка на юбилейном «торте» - 14 июля в Шадринском драмтеатре новая премьера Юбилейный 120-й сезон Шадринского драматического театра официально закрыт, но зрителей ожидает новая премьера — спектакль «Звездный час по местному времени». Сонное царство воскресного летнего денёчка маленького городка нарушено местным шалопаем Колькой, объявившем, что собирается уехать далеко-далеко! На Дальний Восток! К другу! Ляпнул Колька сгоряча, просто, чтоб разговор поддержать, а соседи восприняли его заявление всерьез… Хватит вопросов о погоде! Долой недостиранное бельё! Даёшь парадные туалеты! Весь городок охватывает суета – надо срочно подготовить проводы и отправить Колю в дальние дали!!! В основе пьесы лежит киносценарий Георгия Николаева, по которому режиссёр Николай Досталь снял фильм «Облако-рай». Это спектакль о том, как от нечего делать возникают самые отчаянные идеи. Нет персонажей отрицательных и положительных. Есть люди – такие, как мы все. Обычный парень Коля, взорвавший серую унылую жизнь города спонтанно, ради смеха, ради привлечения внимания к себе – герой по воле случая, по нечаянности. Стоило только крикнуть: «Уезжаю!» - и столько людей внезапно полюбили его. Он – их надежда на то, что свободный от рутины рай всё же где-то существует... Режиссёр новой премьерной постановки ШДТ - Пётр НЕЗЛУЧЕНКО, хорошо известный шадринскому зрителю по спектаклям "Женитьб@.com" по пьесам Н. В. Гоголя и "Королева красоты" Мартина Мак-Донаха. - Петр Владленович, расскажите о предстоящем спектакле, почему выбрали эту пьесу, чем она вас задела, что вы хотите сказать зрителям этой постановкой? - Такие вопросы меня всегда беспокоят, поскольку хочу сказать именно постановкой, а не словами. Сформулировать то, что хотел бы донести до зрителя, это примерно то же самое, что рассказать симфонию. Надо ее все-таки послушать, в данном случае посмотреть спектакль. Темы, которые меня волнуют, и не просто волнуют, а живут во мне, в первую очередь это поиск себя, своего «я», своего места в жизни. Вопросы вечные и никогда не перестанут оставаться актуальными. - О том и сюжет? - Парень от скуки решил привлечь к себе внимание заявлением о своем грядущем переезде. Его соседи и знакомые поверили легкомысленной лжи и неожиданно деятельно подключились к сборам в дорогу. Ещё бы – такое событие, человек собрался что-то изменить в своей жизни! В их глазах он герой, решившийся на бегство от бесперспективности и бессмысленности. Но герой никуда и не собирался переезжать... - Вас называют режиссером новой волны. Вы родились в театральной семье и, видимо, судьбою вам было предопределено жить на сцене. А могло случиться иначе, не думали выбрать другую профессию? - Я пробовал, был период, когда занимался производством рекламных роликов. В то время, будучи совсем молодым, пытался что-то изменить в своей жизни, думая, что могут быть более перспективные профессии и в финансовом, и творческом отношении. Вскоре понял, что ошибался. В общем, я заскучал и вернулся в Серов. - Ваш родной город? - Он стал родным. С Дальнего Востока наша семья переехала туда, когда еще был совсем несмышленышем. Отец служил главным режиссером театра, мама — заслуженная артистка России. - Про перспективные профессии. Вам не кажется, что в настоящее время самая перспективная профессия — блогер? Хотя, конечно, профессией данное порождение всемирной паутины назвать сложно... - Интернет совершенствуется, развивается и открывает много неизведанного. К чему все это придет, никто не знает. Надо признать, что Интернет стал значительной частью жизни человека. - В принципе, это должно волновать и театральный люд. Молодежь поголовно сидит в социальных сетях и от гаджетов ее может оторвать разве что апокалипсис. На ваш взгляд, как можно привлечь юного зрителя в театр? - Рецепт один: надо заинтересовать молодежь театром. Должен сказать, что молодые люди все-таки приходит, смотрят, думают и обсуждают увиденное на сцене в тех же социальных сетях. Нельзя утверждать, что все погрязли в виртуальной реальности и им больше ничего не интересно. Во всяком случае в нашем театре они частые гости, мы ставим спектакли для молодого поколения, затрагиваем темы, волнующие подростков. - Давно дружите с Шадринским театром? - Дружу давно, в 4 года первый раз здесь оказался, когда был на гастролях с родителями. Они рассказывали, что я капризничал, так как не нравилась ваша соленая водичка (смеется). На шадринской сцене поставил два спектакля. Кстати, в «Женитьбе» как раз затронута тема поколения «Next», любителей гаджетов. Гоголевского Подколесина мы представили блогером, которого невозможно было оттащить от компьютера. - Серов и Шадринск примерно схожие города по количеству населения. Как по-вашему в современных условиях выжить театрам малых городов? - Конечно, театрам тяжело, конкуренция большая - и Интернет, и телевидение, и суперсовременное кино в формате 5D, огромное количество сериалов... Но не думаю, что театр пропадет, все равно людям будет не хватать живого общения с актерами. Если сравнивать репертуары, отношения со зрителем, наши театры совершенно разные. Шадринск все-таки исторический город, купеческий, а наш молодой, промышленный, сначала был построен завод, а потом начало появляться население... Одним словом, здесь другой театр и другой зритель. Он по-другому реагирует, у вас более развита зрительская культура. Шадринцы приходят именно в театр, сакральное место. А мы располагаемся на подмостках Дворца культуры, к сожалению, пока у нас нет своего здания. И даже в гардеробе, который нам не принадлежит, продают колбасы и меха, по коридорам бегают кричащие дети из кружков по интересам. - Знаменитое выражение «театр начинается с вешалки» не теряет актуальности? - Конечно. Вашему театру более ста лет и культура театральная с тех времен, наверное, и держится, начиная от гардероба, администраторов, встречающих зрителя, всей сопутствующей атмосферой. - В одном из интервью вы сказали: чтобы театр жил, он должен играть, и не только у себя. Что вы имели в виду? - Что видит зритель? Афишу с репертуаром, скажем, на следующий месяц. То, что происходит внутри — репетиции, какие-то эксперименты не видны зрителю. Играть надо как можно чаще, причем разноплановые спектакли, чаще ставить премьеры, осваивать театральное пространство страны, участвовать в фестивалях, обмениваться опытом и тому подобное. Наш театр постоянно выезжает с гастролями по нашему Северному территориальному округу — Красноуфимск, Карпинск, Североуральск, Сосьва, стараемся бывать на фестивалях. На самом деле фестивалей много, надо заявляться, пробовать, теснее общаться, чувствовать себя частью большого театрального мира. - Вы утверждали как-то, что актерам на сцене нужно умирать, выступать каждый раз как последний. На ваш взгляд, артисты шадринского театра умеют и готовы «умирать»? - Несомненно. Я бы не приехал сюда, если бы мне было неинтересно работать с этой труппой. Здесь замечательные артисты, работоспособные, горящие, готовые экспериментировать, идти до конца, разрывать себе сердце ради зрителя. - В прошлом году вы были номинированы на национальную театральную премию «Золотая маска» как актер. Одновременно вы руководите театральной труппой, ставите спектакли в других городах. Скажите честно, в ваших сутках 25 часов? - Меня иногда называют роботом (смеется). Очень хотелось бы прибавить к суткам еще несколько часов, мне их порой очень не хватает. - По всему выходит, что вы достаточно успешный человек - и в творчестве, и вообще по жизни. А когда последний раз у вас на душе кошки скребли? - Всегда (опять смеется). Всегда при постановке любых спектаклей появляется ощущение, что чего-то хватает, не получается, не оставляет сомнение - а верным ли путем иду и веду за собой людей. - Вас не коробит выражение «театр предоставляет услуги»? - Есть немножко. Мы же тоже «инженеры человеческих душ». Что же это за услуга такая? Когда говорят, зачем вы нас проблемами грузите, мы тут после рабочего дня пришли расслабиться, дайте спокойно отдохнуть, я отвечаю — это не наша задача, это задача какого-нибудь досугового центра. В театр приходят не просто приятно провести время, а за чем-то другим — думать, переживать и, может быть, менять что-то в себе. Театр не должен развлекать, его предназначение прежде всего в воспитании чувств человеческих. - И последний мой традиционный вопрос: о чем я вас не спросил, а надо было спросить? - Наверное, об отношениях шадринского театра с властями. - А вы разве в курсе? - Конечно, всего знать не могу, но я знаю, чего хочет театр и чего он не получает. Я бы рекомендовал беречь ваше театральное чудо, давать ему больше возможностей развиваться, потому как не так много театров в Курганской области. Замечательно, что однажды театру практически своими силами удалось организовать и провести фестиваль «Шадринский гусь», когда здесь собрались представители театрального сообщества других регионов, принесли новую энергетику. Почему бы не поддержать этот фестиваль, не сделать его традиционным, и таким образом привлечь внимание не только к театру, но и к городу. - Справедливости ради надо сказать, что в последнее время наш театр не был обделен вниманием — он участвует в федеральном партийном проекте «Театры малых городов», к его 120-летию оказана существенная финансовая помощь... - Ну что же теперь, очередного юбилея ждать?

Беседовал Андрей ФЕДОРОВ.

НАША СПРАВКА Петр Незлученко - главный режиссер, режиссер-постановщик и артист высшей категории Серовского театра драмы имени А. П. Чехова. Родился в 1978 году в театральной семье. Уже в 15 лет Петру была доверена роль Фортинбраса в спектакле «Гамлет». К своим нынешним 39 годам он имеет в своем послужном списке около 70 сыгранных ролей, более 20 поставленных спектаклей, многие из которых отмечены наградами на различных театральных конкурсах и фестивалях. В 2016 году за роль Стэнли Ковальского в спектакле режиссёра Андреаса Мерца-Райкова «Трамвай «Желание» Петр Незлученко номинирован на национальную театральную премию «Золотая маска». На лучшую мужскую роль в драматическом спектакле большой формы вместе с ним претендовал мэтр театрального искусства Олег Табаков и другие известные служители Мелпомены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *