Сети, в которых гибнут дети

Более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей

– Привет, ты своему в лагерь бук дала?
– У нас в списке разрешенных предметов, все гаджеты, кроме телефона, под запретом.
– Здорово! А у нас в списке он стоял последним пунктом, в конце страницы.
Я быстренько обрезала эту строчку: если бы увидел – взял бы бук с собой, а так без него уехал. Надеюсь, отдохнет от компа.


Очень длинное вступление

Когда мы начинаем говорить о том, что наши дети живут в Интернете, общаются в социальных сетях и черпают оттуда важную для них информацию, влияющую не только на развитие интеллекта, но и формирования мировоззрения, нравственных и моральных ценностей, мы забываем, что и сами давно и плотно живем в виртуальном мире.
Кто из нас не начинает и не заканчивает день с просмотра новостных лент, сообщений, на досуге не проходит массу тестов, не заказывает товар в интернет-магазинах? Да что мы там только не делаем! Живем, одним словом. «Если не запостил, то не был» – девиз новой реальности.
Наш мозг забит разнообразным информационным мусором, списки контактов пестрят сотнями лиц, людей, которых мы никогда в жизни не видели и не увидим. Мы общаемся, доверяем интимные подробности и переживания людям, о реальной жизни которых не знаем ничего, да и люди ли это?
В том или ином регионе популярна та или иная социальная сеть и связано это со многими социально-экономическими показателями. Средний возраст населения, уровень жизни, образования – все это влияет на то, где «зависает» человек и что постит. А дальше дело техники – хочешь, чтобы о тебе заговорили, хочешь, чтобы твой товар покупали, хочешь внедрить какую-то идею и т. д. – определись с социальной сетью, создай адаптированный под нее профиль, начни говорить на понятном для ее пользователя языке.
В сети играют по-крупному. Ты даже и не поймешь сразу, что попал. Что уже не ты управляешь ситуацией, а тобой управляют. Тебе навязывают друзей, информацию, образ мыслей. Хочешь – спровоцируют на любовь, хочешь – на ненависть, хочешь – заставят сидеть дома, хочешь – выведут на баррикады.
Обнаженные
Хочешь устроится на работу, получить грант, принять участие в конкурсной программе – предоставь ссылки на свои страницы в соцсетях – посмотрят, оценят, сделают выводы. Твой профиль в Интернете расскажет о твоих увлечениях, составе семьи, благонадежности, сформирует психологический портрет. Поведает о покупательских предпочтениях.
В мире гаджетов и новых технологий мы не задумываясь, оставляем множество цифровых отпечатков. А далее в игру вступает наука – психометрия, которую бизнес, политика, спецслужбы или просто другие люди могут использовать в своих целях.
И вот уже каждый из нас как на ладони. И чем сильнее погружаемся в цифровую среду, тем больше оставляем «отпечатков», а алгоритмы их считывающие и анализирующие становятся все умнее, в результате шансов сохранить приватность все меньше. И об этом уже давно говорят специалисты. Недавно мне попалось интервью (http://www.colta.ru) с Михал Косински – психологом, специалистом по big data, бывшем заместителе директора Центра психометрии Кембриджского университета, сейчас доценте Стэнфордского университета, одним из ведущих спецов в мире по психометрии нового образца. Приведу лишь небольшой фрагмент:
«- И как же именно, основываясь на наблюдении за поведением пользователей онлайн, можно узнать о них что-то личное?
– Пока ты пользуешься Facebook, он изучает твое поведение и на основе этой информации создает твой психологический профиль. Впоследствии он используется другими алгоритмами, чтобы в ленте отображались только интересующие тебя новости и истории. И это классно, потому что иначе тебе бы очень быстро надоело сталкиваться с ненужной информацией. Те же механизмы Facebook использует, чтобы показывать тебе рекламу. Это тоже отлично – зачем тебе видеть объявления, которые тебя вообще не интересуют? Facebook должен показывать рекламу, чтобы зарабатывать, – для нас это своего рода плата за пользование. Но лучше, чтобы эти объявления, по крайней мере, были полезными. (…)
– Вопрос в том, есть ли у меня или у любого пользователя реальная возможность остановить постоянную слежку и выбраться из паутины, собирающей персональную информацию?
– Остановить это невозможно. Хотя можно просто прекратить пользоваться Facebook и Твиттером. Кстати, эти две компании собирают данные наименее агрессивно. Подумай о кредитной карте или веб-браузере – это очень личные данные, цифровые следы, которые действительно могут сказать о тебе многое. Так что пришлось бы выключить свет, переехать в пещеру посреди леса и избавиться от всех цифровых устройств. И даже в этом случае тебя нашел бы какой-нибудь турист и сделал бы твой снимок, потому что ты чудак. И вот снова ты оставляешь цифровые следы. Готовых решений тут нет, нужно быть осторожным, анализировать, создавать новую политику конфиденциальности, разрабатывать необходимые технологии для ее реализации. Можно голосовать за политиков, которые относятся серьезно к вопросам приватности.
– И что будет означать эта потеря приватности?
– Возможно, в будущем ты не сможешь скрыть даже свои самые личные черты. Сегодня ты можешь сказать мне, какие у тебя политические взгляды, сексуальная ориентация, религиозная принадлежность, а можешь и не говорить. Но в будущем у тебя может не быть такого выбора. Алгоритмы видят тебя насквозь. Уже сегодня мы в состоянии взять фотографию любого человека и с точностью более 90% определить, какая у него сексуальная ориентация, не прибегая к анализу дополнительных данных. Не говоря уже о том, сколько о тебе можно узнать, когда есть лайки и твиты».

Смертельные игры

Увы, но игры с сознанием были и будут. Ранее разработанные технологии нашли свое место и в сети. Например, модификация поведения. Технология была создана американским психологом-бихевиористом Беренсом Скиннером в семидесятые годы. Скиннер был первым психологом в ВМФ США, он всегда выступал против допущения какой-либо свободной воли или любого другого «сознательного» явления.
Люди, по своей сути, очень сложные, но все же машины, считал Скиннер. Фактически, он провозгласил сугубо механистический подход к изучению поведения.
Он создал так называемую жетонную модель обучения. Он считал, что индивид никогда не является самостоятельным инициатором чего-нибудь, а просто «местом, где что-то происходит». И задался идеей не только понять, почему человек в определенный момент времени совершает некий поступок, но и предопределить, «запрограммировать» этот выбор. Создать побудительный мотив. Которым и был тот самый жетон. Это некое виртуальное поощрение, на основании которого человек готов делать все, что угодно.
Скинер обрабатывал эту систему на детях. Скиннер писал, что примерно на пятнадцатый сеанс подкрепления желание получить жетон (поощрение) главенствует даже над биологическими потребностями. В принципе, по такой системе работали и «группы смерти», о которых много говорили в прошлом году. Это лишь маленький пример того, как могут управлять твоим сознанием. Технологии не стоят на месте.
Взрослый еще может почувствовать и противостоять внешнему давлению, ребенок – нет. Он вырос в сетях, он адаптировался к ним, он привык к тому, что его ценность как индивида, зависит от количества лайков и твитов, в это его опять же умело втянули сети.
Немного статистики. По результатам социологических исследований 88% четырехлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8–9‑летнем возрасте дети все чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю, или около 1–2 часов в день. В то же время каждый пятый ребенок находится в Интернете более 21 часа в неделю. Большинство российских детей выходят в сеть бесконтрольно. Около 80% детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны. Более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Кто они? Все ли они те, за кого себя выдают? Стоит лишь грамотно сформировать топ любимой музыки, фильмов, книг, поработать над списком друзей, постить правильные фото и т. д. И вот ты уже совсем другой человек. Хорошо, если это так, «по приколу», а если за этим стоят конкретные люди с конкретными целями?

Прими и осознай

Новая реальность поглотила нас. Остановить процесс нельзя. Так же, как и запретами вывести детей из сетей. Осознать происходящее – можно. Принять и усвоить для себя законы цифровой безопасности, а затем объяснить детям – нужно. Возможно ввести уроки интернет-безопасности в школах, обязательные встречи со специалистами для детей и их родителей.
Но это не сработает до конца, если не будет главного: реального общения между людьми. Дети и подростки нуждаются в самовыражении. Если нет других средств поделиться своими мыслями и энергией, они обращаются к компьютеру.
Пока не вернутся семейные ценности, национальная идея. Пока общество не станет добрее, человечнее, терпимее. Пока не вернется культ знаний – образованным, думающим человеком манипулировать сложнее. Мы будем и дальше наблюдать за тем, как дети гибнут в сетях, превращаясь в управляемые машины.
Готовила материал и натолкнулась вот на эту клятву:

«Клятва пользователя Интернета

Я никогда не буду постить информацию более личную, чем мое имя.
Я не буду постить фотографии других людей (членов моей семьи, других учеников, учителей).
Я буду использовать язык, подобающий в школе.
Я не буду заниматься плагиатом, напротив, я буду развивать и дополнять идеи других и помогать там, где это необходимо.
Я не буду обижать моих одноклассников и коллег.
Я не боюсь высказывать публично мои идеи, но при этом я не позволю себе обидных и оскорбительных высказываний.
Отстаивая свои идеи, я использую только конструктивную критику.
Я несу ответственность за все, что высказывается в Интернете от моего имени.
Я буду стараться высказывать все грамотно, используя справочный аппарат и проверяя написанное.
Я не буду преследовать других в своих блогах или комментариях.
Я не буду провоцировать других учеников в своих блогах или комментариях.
Я не буду использовать аккаунты других учеников для того, чтобы выдавать себя за них.
Я буду пересылать только подобающие в школе изображения с корректными ссылками.
Я не буду рассылать спам. Если мне попадется неподобающий сайт или изображение, я уйду с него и проинформирую взрослых.
Я не буду поддерживать контакты в том пространстве, которое не создано специально для этого проекта и не контролируется моим учителем».
А теперь вдумайтесь – чему клянутся дети, если убрать несколько специальных строчек? Они клянутся быть людьми: не оскорблять, не лгать, не унижать, думать…

Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *