Татьяна Хрусталева: «Я не считаю, что шахматы – чисто мужская игра»

Существует мнение, что шахматы – мужская игра, которое основывается на утверждении, что женщины руководствуются не логикой, а эмоциями и интуицией. Учитель по шахматам школы № 2 Татьяна Хрусталева опровергает данную точку зрения. Она красива, умна, целеустремленна и постоянно осваивает новые направления в работе педагога, причем достаточно успешно. Так, на прошедшем в апреле V конкурсе учителей начальных классов общеобразовательных организаций Курганской области, преподающих шахматы, в рамках реализации областного проекта «Интеллектуал Зауралья» (шахматное образование) она стала одной из пяти финалистов. Организаторами конкурса выступили Департамент образования и науки Курганской области, Курганское региональное отделение партии «Единая Россия», Институт развития образования и социальных отношений и Федерация шахмат Курганской области. Финал конкурса пройдет 12 мая в Кургане. – Как началась твоя «шахматная жизнь»? – Я не считаю, что шахматы – чисто мужская игра. Меня с детства учили играть в эту игру, учителями стали мои папа и дядя. Мама тоже замечательно играет. Вообще, меня с шести лет научили играть в шахматы и в карты. Мне это было очень интересно. Потом уже в школе мы играли с друзьями, позже в институте. Конечно, это были чисто любительские встречи. Когда я пришла работать в школу и узнала, что тут есть шахматный клуб, которым руководит гроссмейстер Михаил Фомич Волчихин, мне стало интересно. Я стала посещать его уроки, смотрела, как он занимается с детьми. Мне нравилось, как реагируют дети, как у них горят глаза, была видна искренняя заинтересованность. Ребятам нравилось, что они могут логически подумать, просчитать ситуацию и выиграть. Так создается ситуация успеха, которая переходит на весь их дальнейший жизненный путь. Если ребенок по каким-то причинам не может быть успешным в других видах спорта, то в шахматах все зависит от него самого. Это очень влияет на статус ребенка в обществе. Существует стереотип, что если ребенок играет в шахматы, он умный. Дети-шахматисты чувствуют себя умными, они более уверены в себе. После ухода учителя по шахматам я сама предложила свою кандидатуру, которую одобрили. Съездила на специальные курсы, после них еще больше увлеклась преподаванием шахмат. Сейчас преподаю шахматы в начальной школе. – Как ты считаешь, научиться играть в шахматы может каждый или для этого все же необходимы определенные задатки? – Нет, я считаю, что играть может научиться любой человек. Главное, чтобы было желание, потому что если ребенок хочет слушать и слышать, он научится. Без желания научиться чему-либо невозможно. – Были ли в твоей практике случаи, когда ты работаешь со всеми одинаково, стараешься научить, а у ребенка, что называется, не идет? – Да, такие случаи бывают. В работе стараюсь добиваться общего интереса, но если я вижу, что ребенку совершенно не интересно, понимаю, что делаю что-то не так. Тогда стараюсь подойти к такому ребенку индивидуально и интерес возникает. – Твоей дочке четыре года. Тоже приобщаешь ее к шахматам? – Мы начали с ней изучать шахматы лет с трех. Сначала она просто играла с фигурами, по своим правилам. Сейчас она точно знает, как называются все фигуры, все основные ходы. Как-то даже присутствовала на моем уроке, видела, как я работаю с детьми, потом начала копировать меня. Конечно, ей пока тяжело долго сидеть и просчитывать ходы в силу возраста. – Помимо преподавания, ты сама участвовала в каких-то шахматных турнирах? – Да, я принимала участие в фестивале «Папа + мама + школа + я = шахматная семья», наша команда заняла третье место, в состав которой входила семья Даши Перунковой, ученицы третьего класса. Неплохо также выступили наши дети на Школьной шахматной лиге – это Ирина Афанасьева (4 а класс), Никита Бахарев (5 а класс) и Хава Хатуева (7 а класс). Их команда заняла третье место по городу. – Шахматы – старинная игра и, кажется, что нового уже ничего невозможно придумать. – Придумать можно достаточно много. Есть разные подходы для обучения шахматам маленьких детей. Я, например, использовала шахматные сказки Игоря Сухина. Он является автором не только учебников, тетрадей и методических пособий, но и мультимедийных презентаций именно для обучения детей. Они играют большую роль, так как дети могут не только слышать информацию, но и видеть ее, самостоятельно продумывая ответы на вопросы. Такая визуализация делает обучение более успешным. Еще один важный момент – не нужно говорить с детьми научным языком, необходимо использовать понятные для детей определения. В работе мне очень помогает мой наставник – заместитель директора по научной деятельности Наталья Николаевна Колмогорцева. – Ты постоянно учишься. Какие профессии ты освоила? – Первое мое высшее образование – педагог-психолог, буквально месяц назад получила второй диплом – учителя начальных классов. Плюс ко всему часто посещаю курсы повышения квалификации. Сейчас работаю педагогом-организатором и педагогом дополнительного образования (шахматы). Кроме того, работаю педагогом-психологом в детском саду. – Но ведь у тебя еще семья, маленький ребенок, да и личное время должно быть. Как ты все успеваешь? – На самом деле личного времени практически нет. Наверное, секрет в том, что нужно любить ту работу, которой занимаешься, и выполнять ее быстро и качественно. Бывает, что и ночью что-то делаю, да и с ребенком нужно успеть поиграть. – Где берешь силы? – Силы все-таки беру в семье, благодаря тому, что муж меня очень поддерживает и помогает. Одной мне было бы невероятно сложно справляться. Самое главное, что он меня морально поддерживает, в тяжелые моменты всегда успокоит и подбодрит. Так что во все мои успехи большой вклад вносит муж. Очень важно, когда рядом находится такой человек. – В редкие минуты досуга чем предпочитаешь заниматься? – Цветами и растениями вообще. Сейчас у меня на подоконниках рассада помидоров, перцев, пока за ними ухаживаю, морально отдыхаю. Когда позволяет погода – «отдыхаю» в огороде. В свое время занималась флористикой, это помогает мне восстановить душевные силы. – Что бы ты пожелала молодым людям, которые проживают в Шадринске? – Мне кажется, что чем меньше город, тем люди более дружелюбные. Прежде всего, пожелала бы найти любимую работу, любимое дело, ни в коем случае не бросать его и не опускать руки. В Шадринске можно жить и работать. Кто хочет, тот заработает, найдет себя и будет жить счастливо. – Желаем тебе удачи в финале. – Спасибо!

Беседовала Оксана ЗАДОРИНА Фото из личного архива Татьяны Хрусталевой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *