Кому нужны молодые педагоги?

Проблема кадрового обеспечения, постоянная нехватка педагогов в школах и детских садах города – это, по меньшей мере, кажется странным при наличии педагогического ВУЗа в Шадринске.
22 марта на базе Шадринского государственного педагогического университета состоялся Региональный форум «Молодые педагоги Зауралья». Одной из основных целей которого стало привлечение молодых специалистов в образовательные организации Курганской области. Насыщенная программа включала круглые столы, мастер-классы, интерактивный квест, ярмарку вакансий, а также студенческие презентации и встречи молодых специалистов с представителями Департамента образования и науки Курганской области и образовательных организаций Ленинградской, Челябинской и Свердловской областей. Кроме того, присутствовали руководители образовательных организаций, которые могли присмотреться к потенциальным работникам.
Как отметила заместитель директора Департамента образования и науки Курганской области Наталья Бобкова:
— Цель форума — привлечь внимание общественности к молодым педагогам, их становлению и мотивации к педагогической деятельности. Вторая задача — информирование студентов о возможностях трудоустройства, о том, что на самом деле работа педагога в детских садах и школах — это очень интересно. Это не только возможность обеспечить себя, но и получить удовлетворение от своей работы. Третья составляющая — это трудоустройство выпускников ВУЗа. То есть форум — это диалоговая площадка для работодателей, учебных заведений непосредственно с теми выпускниками, которые пойдут работать в школу. Конечно, все условия для адаптации выпускников, наверное, никогда не могут быть созданы. Но в 2015-2016г.г. разработаны комплексные программы поддержки молодых специалистов, в том числе методических работников. Кроме того, выделены денежные средства, чтобы они могли получить помощь и компенсацию. В каждом муниципальном образовании продумана своя система поддержки молодых педагогов, которая реализуется, и это очень хорошо. А если говорить о мотивации каждого педагога, то Департамент, ВУЗы и система образования делают все возможное для того, чтобы это происходило. Нужно, чтобы в системе образования была возможность адаптироваться, обучаться, говорить с теми людьми, которые имеют богатый опыт педагогической деятельности,чтобы полюбить ту профессию, в которую они пришли после обучения.
С января 2017 г. вводится профессиональный стандарт. Это нормативный документ, на основании которого будет строиться трудоустройство каждого педагога, а также будет оцениваться качество подготовки и трудоспособность каждого сотрудника. Такие стандарты в скором будущем должны быть введены практически для всех профессий. И они позволят оценивать, аттестовывать, хвалить, ругать, критиковать и выбирать лучших.
Глава города Шадринска Людмила Новикова так прокомментировала ситуацию с молодыми педагогическими кадрами в нашем городе:
— Тема форума интересная и современная. Мы сегодня все боремся за то, чтобы выпускники ШГПУ с удовольствием пошли работать в школу. Конечно, имея свой педагогический университет, мы бы хотели, чтобы в наши школы шли люди, которые желают работать, которые любят детей, которые, проработав какое-то небольшое количество времени, не уходили бы из школы. Сегодня в Шадринске 23% работающих педагогов являются людьми до 30 лет. То есть состав достаточно обновился. Обратимся к статистике за три последних года: в позапрошлом году в школы города пришло 43 человека, осталось — 37, в прошлом году пришло 32, осталось — 28. Цифры говорят сами за себя. Есть молодые специалисты, которые хотят работать в школах. У нас есть муниципальная программа «Поддержка молодых педагогов города», которая была разработана четыре года. Если говорить о материальной составляющей, она заключается в следующем: молодой педагог приходит работать в школу или детский сад и отработав год, получает от муниципалитета материальную помощь в размере 30 тысяч рублей. Понимаем, что эту сумму надо увеличивать. Думаю, что со следующего учебного года мы так и поступим и с годами будем индексировать. Как показала практика, материальная поддержка сыграла свою положительную роль. Конечно, в школах и детских садах мы пытаемся создать комфортные условия для работы молодых педагогов. За последние два года в городе построили два огромных детских сада. У всех были опасения, что мы не укомплектуем их кадрами, потому что один детский сад на 220 мест, другой на 240. Но туда пришло работать много молодых педагогов и они успешно работают, им нравится. Здесь опасения не оправдались, детские сады полностью укомплектованы кадрами. Еще раз повторю, чтобы наши молодые специалисты задерживались, прежде всего у них должна быть заинтересованность в работе. А мы их в этом поддержим.
И.о.ректора ШГПУ Артур Дзиов: — Подобный форум проводится в ВУЗе не впервые. Коллектив учебного заведения всегда стремился к лидерам в сфере педагогического образования Зауралья. Потому что мы не просто старейшее высшее учебное заведение, но и ВУЗ с хорошими традициями, ВУЗ, который всегда заботился о качестве подготовки. И сегодня мы видим свою задачу в том, чтобы направить усилия на развитие системы образования в Зауралье. Это определяется, прежде всего качеством педагогических кадров. Мы готовим учителя, педагога, воспитателя завтрашнего дня. Результат форума это выход наших организационных связей, нашего сотрудничества на новый уровень. Мы сможем объединить усилия, сможем лучше использовать те человеческие ресурсы, которые есть в разных учебных заведениях для того, чтобы решать нашу общую задачу — развивать систему образования в Курганской области, предоставлять детям, молодежи Зауралья качественные образовательные услуги, которые позволят уверенно чувствовать себя в жизни.
От теории к практике
Нужно отметить, что в Шадринске действительно выплачивают так называемые «подъемные» молодым педагогам. Юридическая служба администрации города оказывает начинающим специалистам помощь в оформлении документов. Однако, никто не говорит, что из суммы в 30 тысяч удерживается подоходный налог в размере 13%. По факту на руки молодые педагоги получают 26100 рублей.
По условиям программы молодой специалист имеет право на выплату только в случае первого трудоустройства на работу после окончания учебного заведения. Кроме того, при увольнении педагога из школы (и вообще из сферы образования) в течение трех лет, полученную сумму он должен вернуть, причем все 30 тысяч.
Что касается молодых педагогов, работающих в детских садах, то специалистов с профильным образованием остро не хватает. Те, кто приходит работать с дошкольниками, имеют какое угодно образование, и редкий случай, когда придет именно выпускник дошфака или хотя бы с опытом подобной работы. Кроме того, в некоторых садах наблюдается большая текучка кадров.
— Говоря о традициях ВУЗа, можно вспомнить, что раньше в ШГПИ имелся один из трех сильнейших факультетов дошкольной подготовки в стране. Сейчас дошфака не существует. Планируется ли возрождение этого факультета?
— Действительно, дошфак Шадринского пединститута — это нечто уникальное. В Уральском регионе это был единственный факультет, который давал очень качественное образование. К нам ехали учиться не только из соседних регионов, но и из соседних республик. Поэтому важно не потерять традиции. Дошкольная подготовка у нас сегодня есть на очном отделении. Конечно, мы ее будем развивать дальше в плане углублении связи с детскими садами.
Мнение. Взгляд с другой стороны
Своими впечатлениями о работе в одном из детских садов с нами поделилась Яна:
Я работала в детском саду с самого открытия. Пришла даже чуть раньше. Здание было еще не сдано, мы сами его отмывали, отскребали, готовили к открытию. Когда приступили непосредственно к своей работе, столкнулись с тем, что не было никакого методического материала, никакого оборудования нам не выдали. Приходилось нести все из дома, так как нам пояснили, что финансирование отсутствует. Все методические материалы покупала на свои средства. Практически сразу в саду наблюдалась большая текучка кадров. Воспитатели уходили по разным причинам. Не было ценности воспитательской работы, говорили: «Хотите — работайте, не хотите — не работайте». Никто не пытался нас чему-то научить. Если человек приходил без опыта работы, он нарабатывал опыт самостоятельно: читал материалы в Интернете, книгах и т.д. Как разрабатывать рабочие программы, вести документацию — нам тоже никто не объяснял. Мы все находили сами. Прошло около года, нам сказали, что мы уже стажисты и должны сами все знать и никто нам объяснять ничего не должен. А ведь большая часть педагогического коллектива не имела дошкольного образования. Сами понимаете, как это сложно. Когда ты вроде уже все знаешь, но потом к тебе приходят руководители на занятие и говорят, что ты делаешь многое неправильно. Когда ты спрашиваешь, как надо, отвечают, что не обязаны нам объяснять — ведь мы год за что-то получали зарплату? Тут же с тебя снимают все стимулирующие надбавки, так как у тебя все неправильно. Человеческий фактор в работе совершенно не учитывался. У администрации детского сада с коллективом были односторонние отношения: как бы унизить сотрудника и заставить его бояться. Это было управление страхом. Заведующая на собраниях неоднократно повторяла, что она — царь и Бог и ее совершенно не интересует, как работают в других детских садах. Здесь мы должны работать так, как хочет она, а не так, как положено по законодательству. За все время работы нового детского сада из педагогического персонала ушли 13-15 человек, из младшего персонала — 20-25 человек. Только за три месяца 2016 года ушло около 15 человек. Как-то задерживать людей никто не собирался. Уходишь — уходи, неважно по какой причине. А уходили именно хорошие педагоги, которые могли горы свернуть на своей работе. Они были ответственные, стремились к карьерному росту, хорошо ладили с детьми. Но из-за тяжелой психологической обстановки они увольнялись. Администрации не нравилось, что педагоги знали больше них.
Мы все покупали за свои деньги, нам никак это не компенсировали, ссылаясь на отсутствие обеспечения. Даже по прошествии года методической службой не было разработано никаких программ по поддержке молодых педагогов. Единственное, что нам помогало — это выступления приглашенных педагогов из других детских садов.
Что тут добавить? Не каждая образовательная организация создает необходимые условия для полноценной адаптации молодых педагогов. Как видим, некоторые даже не стараются это сделать. Печально. Возможно, у молодого специалиста накопилась обида и ее рассказ несколько эмоционален, но факт остается фактом – от теории до практики нам еще далеко. В конечном итоге страдают дети, для которых вроде бы и должна работать вся образовательная система. Разве нет?

Оксана ЕРОФЕЕВА

2 thoughts on “Кому нужны молодые педагоги?

  1. Для того, чтобы молодые заняли достойное место в образовании, им необходимо наработать опыт, а это дело ни одного года. Смена поколений учителей должна происходить плавно. Молодым нужны наставники, а то будет еще хуже

  2. Ни подъемные, ни обеспечение жильем не сыграют решающую роль для становления молодых педагогов. Главное — найти хорошего директора образовательного учреждения! Тогда работа будет в удовольствие. Бегите от плохих руководителей, не терпите унижений! Правда хороших найти не просто, их почти не осталось.
    А вообще, в современную школу идти не советую. Придется терпеть оскорбления от детей, от их родителей, от администрации….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *